• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
17:57 

66 рецептов приготовления кофе

Цитата сообщения zaikazaikoi 66 рецептов приготовления кофе



Традиционный черный кофе

Необходимые продукты:
кофе молотый - 2 ч. ложки
вода - 300 г

Способ приготовления рецепта:
1 В джезву налейте воду, доведите ее до кипения.2 Снимите джезву с огня, всыпьте молотый кофе, осторожно перемешайте ложкой до образования пены и поставьте на слабый огонь.3 Как только шапка пены поднимется, джезву снимите с огня, влейте 1 чайную ложку холодной воды и сразу же разлейте кофе по чашкам.


Крепкий черный кофе

Необходимые продукты:
кофе молотый - 4-6 ч. ложек
вода - 300 г

Способ приготовления рецепта:
1 Сварите черный кофе из половины указанного количества молотого кофе: в джезву налейте воду, доведите ее до кипения.2 Снимите джезву с огня, всыпьте молотый кофе, осторожно перемешайте ложкой до образования пены и поставьте на слабый огонь.3 Как только шапка пены поднимется, джезву снимите с огня,дайте ему настояться.4 После этого всыпьте в джезву оставшийся кофе, вновь доведите его до кипения, выдержите несколько минут, чтобы кофе настоялся и, процедив, разлейте по чашкам.


Кофе по-турецки

Необходимые продукты:
кофе мелкого помола - 2 ч. ложки
вода - 300 г
соль - 2 щепотки
сахар

Способ приготовления рецепта:
1 В джезву насыпьте кофе, сахар и соль, перемешайте, залейте холодной водой и поставьте на слабый огонь. (Если есть возможность, то лучше установить джезву не на огонь, а на раскаленный песок.)Как только начнет подниматься густая пена, снимите джезву с огня, затем тут же поставьте на огонь и снова дайте подняться пене. Чем большее количество раз вы повторите эту операцию,тем плотнее будет пена. 3При подаче чайной ложкой снимите пену, перелейте кофе из джезвы в чашки, сверху выложите пену. Отдельно подайте холодную воду.4 Если необходимо получить кофе без пены, добавьте небольшой кубик льда или немного холодной воды, выдержите кофе 1–2 минуты.

Взбитый ледяной кофе

Необходимые продукты:
кофе черный крепкий - 300 г
сахар

Способ приготовления рецепта:
1 Охлажденный кофе смешайте с сахаром и льдом. Взбивайте смесь в шейкере или миксером до тех пор, пока лед не превратится в крошку, а по цвету напиток будет выглядеть так, как будто в него добавили молоко.2 При подаче разлейте кофе в высокие бокалы или стаканы. Напиток будет особенно вкусным, если кофе приготовить методом эспрессо.

Эспрессо классический

Необходимые продукты:
кофе обжаренный - 1,5 - 2 ч. ложки

Способ приготовления рецепта:
Для приготовления классического эспрессо возьмите на 1 порцию 1,5–2 чайные ложки обжаренного до темного цвета кофе очень тонкого помола, поместите его в кофеварку эспрессо.Обычная порция готового эспрессо – 40–50 мл, хотя наливают его в чашку объемом не менее 60 мл.

Эспрессо лунго

Необходимые продукты:
кофе
вода

Способ приготовления рецепта:
Этот вид эспрессо называют еще кофе по-американски.Он представляет из себя эспрессо классический, разведенный кипящей водой до объема 75–95 мл.Подают эспрессо лунго в чашках объемом около 150мл.

Эспрессо доппио

Необходимые продукты:
кофе
вода

Способ приготовления рецепта:
В переводе с итальянскогоdoppio означает «двойной». Для приготовления эспрессо доппио возьмите молотого кофе в два раза больше, чем для эспрессо классического.Обычная порция эспрессо доппио – 75–90 мл.

Эспрессо ристретто

Необходимые продукты:
кофе
вода

Способ приготовления рецепта:
Для приготовления ристретто возьмите такое же количество молотого кофе, как для эспрессо классического, но уменьшите вдвое количество воды, то есть на одну порцию — около 25 мл.В результате получается очень крепкий напиток, который подается в обычной кофейной чашке.

Эспрессо фрости

Необходимые продукты:
вода
кофе
сахар
лед

Способ приготовления рецепта:
эспрессо смешайте с сахаром и колотым льдом, взбивайте блендером, чтобы напиток приобрел однородную консистенцию.Подавайте в высоком бокале.


КОФЕ С МОЛОКОМ И СЛИВКАМИ

Кофе по-варшавски (1)

Необходимые продукты:
кофе молотый - 2-3 ч. ложки
вода - 200 г
молоко - 85 г
молоко топленое - 100 г
сахар

Способ приготовления рецепта:
1 Молоко налейте в широкую плоскую посуду, поставьте в духовку, томите молоко, снимая пенку по мере образования.2 Сварите черный кофе черный кофе, процедите его, перелейте в кастрюлю, добавьте топленое молоко и сахар. Вновь доведите кофе до кипения.3 Перед подачей кофе разлейте по чашкам, сверху положите горячую молочную пенку и сразу подавайте.


Кофе по-варшавски (2)

Необходимые продукты:
кофе черный крепкий - 100 г
молоко - 200 г
сахар

Способ приготовления рецепта:
1 В горячий кофе влейте горячее молоко, добавьте сахар и доведите смесь до кипения.2 Готовый кофе слегка взбейте венчиком, чтобы получилась пена, и сразу подавайте.


Мраморный кофе

Необходимые продукты:
кофе молотый - 2 ч. ложки
вода - 200 г
молоко - 50 г

Способ приготовления рецепта:
1 Сварите черный кофе. На дно чашки налейте теплое молоко, затем медленно и осторожно влейте кофе.Перемешивать напиток не надо.2 Подавайте к столу со сладостями или сухофруктами.

Нью-Орлеанский кофе

Необходимые продукты:
кофе молотый - 3 ст. ложки
цикорий молотый - 1 ст. ложка
вода - 600 г
молоко - 100 г

Способ приготовления рецепта:
1 Кофе, смешанный с цикорием, залейте водой и поставьте на слабый огонь.2 Как только поднимется шапка пены, джезву снимите с огня. Одновременно подогрейте молоко.3 Разлейте кофе по подогретым кружкам, добавьте горячее молоко.

Маккиато

Необходимые продукты:
вода
кофе
молоко

Способ приготовления рецепта:
Эспрессо классический, в который добавлена 1 столовая ложка горячего вспененного молока.По-итальянски macchiato означает «пятнистый, мраморный». Эспрессо маккиато по вкусу очень напоминает капучино, но подают его только в чашках для эспрессо, причем как горячим, так и охлажденным.Разновидностью его является эспрессо конпанна, в который вместо испарившегося молока добавляют немного взбитых сливок.

Латте маккиато

Необходимые продукты:
молоко
кофе
вода

Способ приготовления рецепта:
Высокий бокал заполните на 1/2 охлажденным молоком. Затемосторожно, стараясь не смешивать слои, налейте примерностолько же горячего молока и выложите взбитую молочную пену.Медленно, тонкой струей прямо сквозь пену налейте обычную порцию эспрессо .В результате у вас должен получиться слоеный напиток с большим количеством пены.

Капучино

Необходимые продукты:
вода
кофе
молоко

Способ приготовления рецепта:
1 Приготовьте эспрессо классический.200–250 г хорошо охлажденного молока взбивайте с помощью пара (если у вас есть специальный аппарат с такой функцией) или с помощью насадки, которой оснащены кофеварки эспрессо. Если никаких специальных приспособлений нет, то используйте миксер или блендер. Молоко взбивайте до образования пены из мелких пузырьков. Крупных пузырей быть не должно.2 Каждую чашку заполните на треть эспрессо, затем еще на треть взбитым молоком (наливайте его осторожно, придерживая пену ложкой). Сверху выложите пену, которая должна заполнить последнюю треть чашки. Посыпьте готовый капучино какао-порошком или молотой корицей.


Дансинг капучино

Необходимые продукты:
кофе
вода
молоко

Способ приготовления рецепта:
Для приготовления «танцующего капучино» сварите эспрессо, затем перелейте его в небольшой кувшин.Кофе охладите, установив в большую емкость с холодной водой. Охлажденное молоко вбейте со льдом, наполните бокал смесью на 3/4. Затем влейте охлажденный кофе, после чего — горячее взбитое молоко. Горячий и холодный слои начинают взаимодействовать между собой и «танцевать».

Айс-латте

Необходимые продукты:
молоко
сироп
лед
вода
кофе

Способ приготовления рецепта:
В высокий бокал налейте охлажденное молоко, добавьте сироп(ванильный, фруктовый, кофейный или шоколадный), колотый лед и постепенно влейте эспрессо.Сразу же подавайте.

Кофе «Латте»
Необходимые продукты:
кофе - 2 чашки
молоко - 2 чашки
корица
сахар

Способ приготовления рецепта:
Для приготовления кофе «Латте» используем свежесваренный кофе эспрессо и теплое молоко (70-75 градусов). Молоко подогрейте на плите, или в микроволновке. Затем для получения молочной пены можно использовать фрэнч-пресс или просто налить теплое молоко в термос и быстро взбивать 10-15 секунд. Молоко разлить в подогретые высокие кружки или прозрачные бокалы (чтобы полюбоваться слоями) емкостью не менее 250 мл. Затем осторожно по стенке вливается свежеприготовленный кофе. Сверху выкладывается молочная пена, которая посыпается корицей, шоколадной стружкой (по вкусу). Сахар добавляется в кофе, перед добавлением в кружку, или подается кусочком на блюдечке.

КОФЕ С АЛКОГОЛЕМ И ПРОЧИМИ ДОБАВКАМИ

Кофе по-королевски

Необходимые продукты:
кофе молотый - 2 ч. ложки
вода - 300 г
желтки яичные - 2 шт.
ликер кофейный - 2 ч. ложки
сахар - 6 ч. ложек

Способ приготовления рецепта:
1 Яичные желтки взбейте с 4 чайными ложками сахара добела. В конце взбивания добавьте ликер. 2Сварите черный кофе, добавив оставшийся сахар, разлейте кофе по чашкам.Сверху выложите взбитую смесь.


Кофе «Александр»

Необходимые продукты:
кофе черный крепкий - 4 ст. ложки
коньяк - 4 ст. ложки
шоколад горячий - 4 ст. ложки
сливки взбитые - 4 ст. ложки
шоколад тертый - 2 ч. ложки
сахар

Способ приготовления рецепта:
1 Кофе и шоколад охладите, смешайте, добавьте сахар по вкусу. Влейте коньяк.2 При подаче в бокалы положите кусочки колотого льда, залейте приготовленным напитком, сверху выложите взбитые сливки. Посыпьте тертым шоколадом.

Кофе «Ямайка»

Необходимые продукты:
кофе черный крепкий - 300 г
ликер кофейный - 60 г
ром темный - 60 г
сливки взбитые - 2 ст. ложки
мускатный орех - 2 щепотки

Способ приготовления рецепта:
1В чашки налейте ликер, затем ром, добавьте горячий кофе, мускатный орех, перемешайте. Сверху выложите сливки и сразу подавайте.


Кофе по-венски

Необходимые продукты:
кофе молотый - 2 ч. ложки
вода - 300 г
сливки взбитые - 2 ст. ложки
шоколад тертый - 2 ч. ложки
сахар

Способ приготовления рецепта:
1 Сварите черный кофе, процедите, добавьте сахар.2 При подаче в чашку с кофе выложите с помощью ложки или бумажного корнетика взбитые сливки, посыпьте их шоколадом.3 По желанию при взбивании в сливки можно добавить немного ванилина.

Кофе по-венски (2)

Необходимые продукты:
кофе молотый - 6 ст. ложек
гвоздика - 3 бутона
перец душистый - 3 горошины
корица молотая - 1/4 ч. ложки
сахар - 4 ч. ложки
сливки густые - 1/2 стакана

Способ приготовления рецепта:
Молотый кофе соедините с гвоздикой, перцем и частью корицы, залейте 3 стаканами, нагрейте до образования пены, но не доводите до кипения, процедите, добавьте сахар. Дайте постоять 15 минут. Процедите.При подаче разлейте кофе в чашки, оформите взбитыми сливками. Посыпьте оставшейся корицей.

Кофе по-восточному

Необходимые продукты:
кофе молотый - 1 ч. ложки
сахар - 1 1/2 ч. ложки
вода - 3/4 стакана
ром - 1/4 стакана
гвоздика - 2 шт.
корица молотая - 1 щепотка
какао-порошок - 1/2 ч. ложки
сливки густые - 2 ст. ложки

Способ приготовления рецепта:
Все перечисленные ингредиенты, кроме сливок и какао, смешайте в бокале. Прогревайте 1,5 минуты при полной мощности. Процедите. Подавайте кофе, оформив взбитыми сливками и посыпав порошком какао.


Кофе «Офламерон»

Старый способ приготовления кофе, ныне очень редко используемый. Первое упоминание встретилось в меню столичного ресторана в 1901 году.
Имеется два варианта заваривания кофе "Офламерон", различающихся для горьких сортов кофе и кислых сортов кофе.

Вариант 1 - Для кислых сортов кофе. На каждые 60-70 грамм чистой (нехлорированной) воды кладется:
- 1 чайная ложка кофе мелкого помола. Кофе добавляется в чуть-теплую воду.
Смесь нагревается на умеренном огне. В самом начале образования пенки добавляется 1-2 чайных ложки ПОЛУСЛАДКОГО шампанского из которого уже улетучился газ.
Кофе снимается с огня когда кофейная пена станет "массивной".

Вариант 2 - Для горьких сортов кофе. На каждые 60-70 грамм чистой (нехлорированной) воды кладется:
- 1 чайная ложка кофе мелкого помола. Первая ложка перед взятием кофе окунается в слабую ванильную воду.
Смесь нагревается на умеренном огне. В самом начале образования пенки добавляется 1-2 чайных ложки ПОЛУСУХОГО шампанского из которого уже улетучился газ.
Кофе снимается с огня когда кофейная пена станет "массивной".

Кофе по-итальянски

Необходимые продукты:
ликер "Амаретто" - 30 г
кофе гоячий - 200 г
сливки взбитые для оформления

Способ приготовления рецепта:
Ликер налейте в подогретый бокал, добавьте кофе и хорошо перемешайте. Оформите взбитыми сливками.

Кофе глясе по-немецки

Необходимые продукты:
кофе черный - 250 г
сахар - 40 г
какао-порошок - 1 ч. ложка
молоко - 130 г
вода - 80 г
мороженое - 300 г
сливки - 100 г

Способ приготовления рецепта:
Кофе смешайте с сахаром, охладите.Какао-порошок разотрите с сахаром, разведите горячей водой, влейте тонкой струйкой, помешивая, в кипящее молоко, доведите до кипения. Охладите.Часть мороженого оставьте для оформления. Все компоненты соедините, взбейте в миксере, разлейте в высокие бокалы и сразу же подавайте на стол, оформив шариком мороженого.

Кофе «по-новому»

Необходимые продукты:
кофе натуральный - 2 ст. ложки
вода - 2 стакана
сахар - 50 г
сок черешни - 4 ст. ложки

Способ приготовления рецепта:
Сварите крепкий кофе.Введите в горячий кофе сок черешни, сахар и перемешайте.Подавайте кофе охлажденным с ледяной крошкой. Оформите черешней.


Кофе по-мексикански

Необходимые продукты:
кофе черный крепкий - 600 г
корица молотая - 1/4 ч. ложки
мускатный орех тертый - 1 щепотка
сироп шоколадный - 2 ст. ложки
сливки взбитые - 1/2 стакана
сахар - 2 ст. ложки

Способ приготовления рецепта:
1 Готовый горячий кофе смешайте с половиной корицы. Взбитые сливки смешайте с оставшейся корицей, мускатным орехом и сахаром, еще раз взбейте.2 Горячий кофе смешайте с шоколадным сиропом, разлейте по чашкам, добавьте взбитые с пряностями сливки.

Кофе по-австралийски

Необходимые продукты:
кофе молотый - 2 ст. ложки
вода - 300 г
цедра апельсина - 2 полоски (7*1 см)
цедра лимона - 2 полоски (2*1 см)
гвоздика - 2-4 бутона
сахар

Способ приготовления рецепта:
1 На дно кувшина капельной кофеварки уложите цедру апельсина, лимона и гвоздику так, чтобы горячий кофе капал на пряности.2 Когда кофе полностью просочится через фильтр, слегка встряхните кувшин, дайте кофе чуть-чуть настояться и разлейте его в подогретые чашки.3 Добавьте по вкусу сахар.

Кофе по-мавритански

Необходимые продукты:
кофе мелкого помола - 1 ст. ложка
вода - 250-300 г
перец черный молотый - 1 щепотка
корица молотая - 1 щепотка
вода розовая - 1/2 ч. ложки
сахар - 2-3 ст. ложки

Способ приготовления рецепта:
1 В джезву насыпьте кофе, перец, корицу и сахар, перемешайте, влейте холодную воду. Поставьте джезву на слабый огонь, нагревайте кофе, пока пена не начнет подниматься. Затем джезву снимите с огня, через 1 минуту вновь начните нагревать кофе.

Повторите процедуру 2–3 раза. В готовый кофе по каплям влейте розовую воду и сразу разлейте кофе по чашкам.2 По желанию перед подачей кофе можно процедить.

Кофе «Причуда»

Необходимые продукты:
кофе молотый - 4 ч. ложки
вода - 300 г
сок черешни - 4 ст. ложки
сахар - 4 ч. ложки

Способ приготовления рецепта:
1 Сварите крепкий кофе. Добавьте сок черешни, сахар и перемешайте.2 Разлейте кофе по чашкам и сразу подавайте.

Кофе «Борджия»

Необходимые продукты:
кофе натуральный - 16 ч. ложек
вода - 300 г
шоколад горячий - 300 г
сливки взбитые - 4 ст. ложки
цедра апельсина тертая - 2 ст. ложки

Способ приготовления рецепта:
1 Сварите крепкий черный кофе, смешайте его с горячим шоколадом.2 Разлейте горячую смесь по чашкам, сверху выложите взбитые сливки и посыпьте их цедрой.

Кофе «Наслаждение»

Необходимые продукты:
кофе молотый - 4 ч. ложки
вода - 300 г
кардамон в зернах - 4 г
вишня засахаренная - 6 шт.
ананас консервированный - 1 ломтик

Способ приготовления рецепта:
1 Воду доведите до кипения, добавьте кардамон и варите его 5 минут. Отвар охладите, процедите.На полученном отваре сварите кофе.2 В чашки положите по кубику льда, залейте их приготовленным кофе, добавьте вишню и нарезанный кусочками ломтик ананаса.

Кофе «Штирлиц»

Необходимые продукты:
кофе молотый - 4 ч. ложки
вода - 600 г
мед - 2 ст. ложки
чеснок - 1-2 зубчика

Способ приготовления рецепта:
1 В джезву насыпьте кофе, добавьте мед и пропущенный через пресс чеснок. Влейте воду так, чтобы до края оставалось 1–1,5 см, перемешайте, нагревайте на слабом огне.2 Как только кофе поднимется, снимите джезву с огня, кофе перемешайте и оставьте на 1–2 минуты, чтобы он отстоялся.3 Кофе, процедив через ситечко, разлейте по чашкам, и сразу подавайте.

Кофе с лесными орехами

Необходимые продукты:
кофе в зернах - 100 г
лесные орехи - 30 г
вода - 300 г
эссенция апельсиновая - 2 капли

Способ приготовления рецепта:
1 Орехи обжаривайте в духовке 10 минут при 160 °С. Можно обжарить орехи и на сковороде. Как только орехи приобретут коричневый цвет, смешайте их с зернами кофе и измельчите смесь в кофемолке.2 Сварите кофе в джезве или кофеварке френч-пресс, залив горячей водой 2 столовые ложки с горкой полученной смеси и добавив эссенцию. По желанию подайте леденцовый сахар на палочке.

Мокко «в облаке»

Необходимые продукты:
кофе черный крепкий - 300 г
молоко - 600 г
ванильный сахар - 3 ст. ложки
шоколад - 100 г
сливки взбитые - 6 ст. ложек
мускатный орех молотый - 6 щепоток
корица - 6 палочек
сахар

Способ приготовления рецепта:
1 Молоко (2 стакана) на слабом огне доведите до кипения, добавьте ванильный сахар, наломанный кусочками шоколад, прогревайте, пока шоколад не растопится.2 Кофе смешайте с оставшимся молоком, добавьте 2 молочно-шоколадную смесь и сахар по вкусу. Взбивайте венчиком до появления пены.3 При подаче разлейте кофе по чашкам, в каждую положите взбитые сливки, палочку корицы, слегка посыпьте мускатным орехом.

Кофе «глясе»

Необходимые продукты:
кофе черный крепкий - 100 г
мороженое (ванильное, шоколадное или кофейное) - 100 г
сироп шоколадный - 2 ст. ложки
сливки взбитые - 2 ст. ложки
* леденцы измельченные - 1 ч. ложка

Способ приготовления рецепта:
1 В бокалы разложите мороженое, полейте его сиропом.2 Влейте осторожно охлажденный кофе, сверху положите взбитые сливки, посыпьте леденцовой крошкой.

Кофе «Багамы»

Необходимые продукты:
кофе черный крепкий - 200 г
сок ананасовый - 100 г
мороженое ванильное - 100 г
ананас консервированный - 1 ломтик

Способ приготовления рецепта:
1 Охлажденный кофе смешайте с ананасовым соком.2 Мороженое разложите в бокалы, полейте его приготовленной смесью, сверху посыпьте нарезанными кусочками ананаса.

Кофе медовый

Необходимые продукты:
кофе черный крепкий - 300 г
мед - 2 ч. ложки
сливки взбитые - 2 ст. ложки
корица молотая - 2 щепотки

Способ приготовления рецепта:
1 Охлажденный кофе налейте в высокий стакан, посыпьте измельченным в крошку льдом, добавьте мед и сверху выложите взбитые сливки.2 При подаче посыпьте корицей.

Кофе с апельсиновым соком

Необходимые продукты:
кофе черный крепкий - 300 г
сок апельсиновый - 50 г
сахар

Способ приготовления рецепта:
1 Охлажденный кофе смешайте с соком, добавьте по вкусу сахар.2 Подавайте напиток охлажденным.

Кофе с ромом

Необходимые продукты:
кофе черный крепкий - 450 г
апельсин - 1 шт.
лимон - 1 шт.
ром - 3 ст. ложки
сахарная пудра - 1/3 стакана

Способ приготовления рецепта:
1 Апельсин и половину лимона нарежьте тонкими ломтиками, влейте кофе и поставьте его на огонь.2 Когда кофе начнет закипать, влейте ром, всыпьте сахарную пудру, перемешайте. Как только пудра растворится, снимите кофе с огня, разлейте горячим по чашкам.3 Оставшуюся половинку лимона нарежьте тонкими ломтиками и оформите ими чашки с кофе.

Апельсиновый кофе

Необходимые продукты:
кофе черный - 400 г
ликер апельсиновый - 2/3 стакана
апельсин - 4 дольки
цедра апельсина тертая - 1/4 ч. ложки
сахарная пудра - 1/2 ч. ложки
сливки густые - 1 ст. ложка

Способ приготовления рецепта:
1 Сливки взбейте в пену, добавив сахарную пудру и цедру апельсина. Полученную смесь охлаждайте 30 минут. Дольки апельсина очистите от мембран.2 При подаче горячий кофе разлейте в чашки, добавьте ликер, перемешайте. Сверху выложите взбитые сливки и дольки апельсина.

Кофе брюло

Необходимые продукты:
кофе черный крепкий - 600 г
цедра 1 апельсина
цедра 1 лимона
сахар - 4-6 ч. ложек
гвоздика - 6 бутонов
корица - 1 палочка
бренди - 6 ст. ложек
ликер апельсиновый - 3 ст. ложки

Способ приготовления рецепта:
1 Апельсиновую и лимонную цедру уложите в глубокую сковороду, добавьте сахар, гвоздику, корицу, бренди и апельсиновый ликер. Нагревайте смесь, постоянно помешивая, до полного растворения сахара.Затем смесь подожгите, через минуту тонкой струйкой влейте в нее горячий кофе.2 Готовый кофе, процедив, разлейте по чашкам и сразу подавайте.

Кофе «Африка»

Необходимые продукты:
кофе молотый - 2 ч. ложки
вода - 200 г
какао-порошок - 1 ч. ложка
сахар - 4 ч. ложки
коньяк - 2 ч. ложки
корица - 2 щепотки

Способ приготовления рецепта:
1 В кофеварку положите кофе, какао-порошок, сахар, корицу, перемешайте, залейте водой.2 Сварите кофе, добавьте коньяк, разлейте по чашкам и сразу подавайте.

Кофе «Дон Жуан»

Необходимые продукты:
кофе черный - 200 г
ром темный - 40 г
ликер кофейный - 50 г
сливки - 2 ст. ложки
шоколад тертый - 2 ч. ложки

Способ приготовления рецепта:
1 Края широкого бокала смажьте лимонным соком и посыпьте коричневым сахаром.2 Налейте в бокал ром, подожгите его. Вращайте бокал с горящей жидкостью в течение нескольких секунд. Влейте ликер, затем горячий кофе. Осторожно по ручке чайной ложки налейте сливкитак, чтобы они оставались на поверхности напитка.3 Посыпьте шоколадом и сразу подавайте.

Кофе «Зимушка»

Необходимые продукты:
кофе черный крепкий - 200 г
желтки яичные - 2 шт.
ром - 2 ч. ложки
сахар

Способ приготовления рецепта:
1 Яичные желтки взбейте с сахаром, добавьте ром, перемешайте.2 В полученную смесь влейте горячий кофе, еще раз перемешайте и сразу подавайте.

Кофе «Черный кот»

Необходимые продукты:
кофе черный крепкий - 300 г
виски - 40 г
желтки яичные - 4 шт.
сахарная пудра - 2 ст. ложки

Способ приготовления рецепта:
1 Яичные желтки разотрите с сахарной пудрой, постепенно добавляя виски.2 Разложите полученную смесь по чашкам, залейте горячим кофе и подавайте.

Кофе по-русски

Необходимые продукты:
кофе черный крепкий - 300 г
водка - 2 ст. ложки
сливки - 2 ст. ложки
сахар

Способ приготовления рецепта:
1 В горячий кофе положите сахар, влейте водку, перемешайте.2 Разлейте кофе по чашкам, добавьте сливки, перемешайте и подавайте.

Кофе с коньяком и ромом

Необходимые продукты:
кофе черный - 500 г
ром - 500 г
коньяк - 100 г
сахар - 2-4 ст. ложки
лимон - 1 шт.

Способ приготовления рецепта:
1 В подогретые чашки разлейте горячий кофе, добавьте коньяк, ром и сахар.2 При подаче в каждую чашку положите по ломтику лимона.

Ямайский черный кофе

Необходимые продукты:
кофе молотый - 15 ст. ложек
вода - 1 1/2 л
лимоны - 2 шт.
апельсины - 2 шт.
ром - 3 ст. ложки
сахарная пудра - 3 ст. ложки

Способ приготовления рецепта:
1 Апельсины и лимоны нарежьте ломтиками. Сварите черный кофе, процедите, добавьте ломтики апельсинов и одного лимона, доведите кофе почти до кипения.Влейте ром, всыпьте сахарную пудру, перемешайте и снимите кофе с огня.2 При подаче горячий кофе разлейте по чашкам, в каждую положите ломтики лимона.

Кофе по-ирландски

Необходимые продукты:
кофе черный крепкий - 500 г
сахар жженый - 1 ч. ложка
виски - 100 г
сливки взбитые - 1/2 стакана
кофе молотый - 1/2 ч. ложки

Способ приготовления рецепта:
1 В горячий кофе добавьте сахар, половину виски, доведите почти до кипения. Влейте оставшееся виски и разлейте кофе по чашкам.2 Сверху положите взбитые сливки и посыпьте их молотым кофе.

Кофе по-казацки

Необходимые продукты:
кофе черный крепкий - 250 г
вино красное сухое - 250 г
водка - 150 г
сахар

Способ приготовления рецепта:
1 Охлажденный кофе смешайте с вином, водкой и сахаром.2 При подаче в чашки положите кубики льда, залейте их полученным напитком.

Кофе с ликером

Необходимые продукты:
кофе молотый - 2 ч. ложки
молоко или сливки - 200 г
ликер ванильный - 2 ст. ложки
сахар - 2 ст. ложки
сливки взбитые - 2 ст. ложки

Способ приготовления рецепта:
1 Кофе смешайте с сахаром, залейте горячим молоком или сливками, доведите до кипения, охладите.2 Добавьте в кофе ликер, разлейте по чашкам, сверху положите взбитые сливки.

Кофе «Порто»

Необходимые продукты:
кофе черный крепкий - 200 г
портвейн белый - 60 г
сахар - 2 ст. ложки
цедра апельсина тертая - 1/2 ч. ложки
корица молотая - 2 щепотки

Способ приготовления рецепта:
1 Охлажденный кофе смешайте с сахаром, портвейном, цедрой, корицей и взбейте миксером на большой скорости.2 Разлейте кофе в охлажденные бокалы.

Кофе «Южный»

Необходимые продукты:
кофе черный крепкий - 600 г
корица - 4 палочки
гвоздика - 6 бутонов
ликер кофейный - 4 ст. ложки
сахар - 3-4 ст. ложки

Способ приготовления рецепта:
1 Горячий кофе смешайте с корицей, гвоздикой и сахаром, охладите. Кофе процедите, добавьте ликер.2 При подаче в охлажденные бокалы или стаканы положите кубики льда, залейте приготовленным кофе и подавайте.

Эспрессо коретто

Необходимые продукты:
вода
кофе
напиток алкогольный

Способ приготовления рецепта:
Крепленый эспрессо.Согласно классическому рецепту, алкогольный напиток в кофе не добавляют, а подают отдельно, в рюмке. Выпивают его сразу после кофе.Подавать можно любой напиток, крепость которого превышает 20%, однако рекомендуется следовать сложившимся правилам.Например, на севере Италии к эспрессо коретто подают граппу.Допустимы также коньяк, виски и ликеры.

Кофе по-швейцарски

Необходимые продукты:
кофе натуральный молотый - 4 ч. ложки
вода - 4 стакана
ликер вишневый или черешневый - 1/2 стакана
сахар - 8 ч. ложек

Способ приготовления рецепта:
Кофе насыпьте в кофейник, залейте горячей водой и доведите до кипения, затем добавьте 1 чайную ложку холодной воды. Через 1 минуту кофе перелейте в нагретые чашки, добавьте ликер, сахар, перемешайте и подавайте.

Кофе с ванилью

Необходимые продукты:
кофе свежемолотый - 6 ч. ложек
сахар - 6 ч. ложек
ванильный сахар - 1 ч. ложка

Способ приготовления рецепта:
Сахар перемешайте с ванильным сахаром.В турку насыпьте молотый кофе, налейте 3 стакана холодной воды, нагрейте до образования пены, но не доводите до кипения.Кофе разлейте, не процеживая, в кофейные чашечки. При подаче добавьте ароматизированный сахар.

Кофе с мороженым

Необходимые продукты:
кофе молотый - 6 ст. ложек
сахар - 6 ч. ложек
мороженое - 300 г
сливки густые - 150 г
сахарная пудра - 2 ст. ложки

Способ приготовления рецепта:
Молотый кофе залейте 3 стаканами, нагрейте до образования пены, но не доводите до кипения, процедите, добавьте сахар и охладите.В бокалы положите по шарику мороженого, залейте кофе. Оформите сливками, взбитыми с сахарной пудрой.

Кофе «Для двоих…»

Необходимые продукты:
кофе молотый - 3 ч. ложки
вода - 300 г
сливки взбитые - 3 ст. ложки
ванильный сахар - на кончике ножа
шоколад горький тертый - 2 ч. ложки

Способ приготовления рецепта:
Сварите черный кофе, процедите, добавьте сахар.При подаче в чашку с кофе выложите с помощью ложки взбитые сливки, посыпьте их шоколадом и ванильным сахаром.


Кофе с яйцом
Необходимые продукты:
кофе
желтки яичные - 2 шт.
сахар - 5 ч. ложек
грецкие орехи
шоколад

Способ приготовления рецепта:
Сварить натуральный кофе.Пока он вариться, желтки взбить с сахаром до образования пенки, орехи мелко нарезать, шоколад натереть на мелкой терке.Налить кофе в кружки, сверху аккуратно выложить по 1,5–2 чайные ложки взбитого желтка, сверху орехи и шоколад, не перемешивать.Можно добавить коньяк.

Кофе «Указ мудрости»
Необходимые продукты:
кофе молотый - 2 ст. ложки
вода - 3 стакана
сливки - 1 стакан
сахар - 100 г
белки яичные - 3 шт.

Способ приготовления рецепта:
Половину нормы кофе залить водой и довести до кипения. Затем всыпать вторую половину кофе и сахар. Минут через 5 процедить смесь через мелкое ситечко и поставить в холодное место.Взбить яичные белки с сахаром и сливками в крепкую пену и влить в кофе. Напиток подать в фужерах.

Кофе с кокосом
Необходимые продукты:
молоко топленое - 0,5 литра
кофе молотый - 3 ч. ложки
кокосовая стружка - 10 г

Способ приготовления рецепта:

Сварить кофе на молоке, при приготовлении на молоке должна появиться пенка.Разлить кофе по чашкам (примерно по 150 мл).В каждую чашку добавить по чайной ложке стружки, не перемешивать!!! А также щепотку ванильного сахара.

Кофе с мёдом охлаждённый

Для рецепта Вам потребуются:
- кофе черный - 100г
- мед - 28г
- лед пищевой - 20г.

Сварить черный кофе. Размешать его с медом, охладить и подать в чашечках, уложив в каждую кусочек льда.

Рецепты взяты с сайта "Миллион меню"


05:19 

Маленький рыжий котенок

Маленький рыжий котенок

Loi_Schtamm


...Познакомились мы с ним на концерте. Случайно. Нас познакомила его девушка, и сначала я даже не поняла, что она нашла в нем. Потом не могла понять, что он нашел в ней. Через неделю мне стало ясно, что неравнодушна к нему. Через две, что влюбилась. Через три ко мне пришло осознание того, что я полюбила. Впервые в жизни.
Человека, который любил и был любим четыре года. Которому я никогда бы не заменила _ее_. Потому что они за четыре года прошли вместе столько, сколько немногим за всю жизнь дано пройти. Он дарил мне цветы на праздники. Я не люблю цветы. И дарить их мне мог только _он_. Больше никто другой. А еще скальпели. Я попросила, и он принес два одноразовых скальпеля. Для работ по коже и ткани, не подумайте чего дурного. Кожу или дерматин сложно хорошо разрезать ножницами, а вот скальпелем в самый раз. К сожалению, хорошие скальпели могут достать только люди, причастные к медицине.
Он работал мед. братом в институте имени Склифосовского, в оперативном блоке. Если с человеком случается что-то плохое и очень опасное, его привозят именно туда. Работать там почетно и очень сложно. Я часто жалела его, ему было нелегко. Но это все не важно. Это было важно, когда была жива Аня. Спросите, кто такая Аня? Так меня звали.
Звать меня так перестали в середине февраля. На дне рождения нашего общего друга, когда я уютно устроилась рядом с _ним_, его девушка, наконец, поняла, что что-то идет не так. "Отстань от него, он мой". Ревность. В то же время, я понимаю, что ее претензии были вполне обоснованны.

На следующий день все и произошло. Я возвращалась с работы, ехала на маршрутке от метро. Автолайны часто попадают в аварию, в этом нет ничего обидного. Просто на этот раз в одной из столкнувшихся машин ехала я. Хорошо, что никто кроме меня не погиб. Может, у них не было того, ради которого они могли бы вернуться? «Скорая» приехала быстро. Меня повезли... куда бы вы подумали? Именно в Склиф. На середине пути он позвонил. Я не смогла ответить или достать из кармана телефон, хоть и была в сознании, но только на его звонок у меня поставлена особенная песня «Невеста». Никаких ассоциаций, умоляю, ничего радостного в этой песне нет. Он еще ничего не знал... И до сих пор я даже не догадываюсь, зачем именно он тогда звонил.Я смотрела в забранное частыми полосочками краски окно на густые хлопья летящего снега и слушала, как в кармане куртки играет звонок:

Будет бег запыленной скорой,
Город, расчерченный на квадраты,
Будет комната с запахом хлора,
Руки люди, глаза, халаты.
Будет свет, дальше будет лучше,
Будет снег налипать на веки,
Будет звук, только он все тише,
Будет сон. Он один. Навеки. *


Я даже не удивилась, когда поняла, что именно он будет подавать хирургу инструменты на этой операции. Я тогда ничему не могла удивляться, жизнь во мне угасала с каждым биением сердца и толчком крови из порванных сосудов. Последнее, что я увидела до того, как анестезиолог накрыл мое лицо маской, были _его_ широко распахнутые глаза.

- Аня, Анечка...
- Они знакомы? Выведите его из операционной!
- Нет-нет, просто напомнила сестру.

У него никогда не было сестры.

Будет комната с запахом хлора,
Руки люди, глаза, халаты.


Боль наплывала волнами, я качалась в них и растворялась, а затем словно
вынырнула на поверхность.

- Почему она пришла в себя? Уволю всех к чертовой матери!
- Давление падает...
- Открылось новое кровотечение.
- Аня, Анечка! Держись!
- Уведите его отсюда!
- Аня, не смей!

Неожиданно в операционной распахнулось окно, и белый снег огромными хлопьями влетел в помещение. Подсвеченный лампой над операционным столом, он казался золотыми блестками в первые мгновения.

Будет свет, дальше будет лучше,
Будет снег налипать на веки...


- Остановка сердца... разряд... разряд!
- Аааня! - голос возлюбленного становился все тише, да и слышало его уже не тело, а нечто другое...
- Время смерти - 19 часов 36 минут.

Будет звук, только он все тише.
Будет сон. Он один. Навеки.


***

Я не помню, что было следующие несколько часов со мной, но неожиданно мир оглушил меня своими звуками и запахами. Я вернулась, вернулась,
помня все. Почему я не вижу? Почему я ничего не вижу?!
- Мррр...
- Мама?..

Я родилась в подвале, недалеко от _его_ дома. Я помню, как ласковая пушистая мама вылизывала меня, как возились рядом три брата, как бегали смотреть на нас дети, а старушки приносили мамуле молоко.
Кошкой быть очень весело, во всяком случае, пока ты маленький пушистый котенок. Мама вылизывала нас с братьями, мы пили теплое и вкусное молоко, возились, иногда мамуля осторожно брала нас за загривок и куда-то таскала.
А как стало здорово, когда у нас открылись глаза! Мы носились по подтаявшему снегу, который не холодил пятки, а лишь раззадоривал. А как весело было пугать воробьев! Они разлетались, когда мы с разных сторон неожиданно бросались на них. А еще лестницы. Страшные и большие лестницы, но по ним было так непривычно спускаться головой вниз... Я же помнила все-все... Но решила для себя, что раз уж выпала возможность жить в кошачьем теле, то стоит этому лишь радоваться. Пока не встретилась с ним.
Впервые я увидела его в начале мая, скорее даже почувствовала запах. Сердце тоскливо защемило, я выскочила из кустов прямо перед ним, надеясь, что он узнает меня, но передо мной с лаем выскочила какая-то собачонка из-за его спины, и пришлось убегать назад, в подвал.
Через неделю начал летать тополиный пух, мы с братьями носились за ним как угорелые, а за нами носились дети. Один из мальчишек поймал меня, и шутки ради посадил на крышу машины, на большой черный джип. Я жалобно пищала, пытаясь слезть, но боялась упасть - лапки скользили на гладкой поверхности. Мне было настолько страшно, что я не сразу почувствовала, его запах. Я обернулась, и увидела, как он идет, уткнувшись взглядом в асфальт. Совсем близко-близко от машины.
И я рискнула. И прыгнула.
В самый последний момент лапы соскользнули, погасив разбег, но я все равно долетела до его плеча, вцепилась коготками в рубашку и кое-как устроилась. Он от неожиданности резко остановился, я же уткнулась холодным мокрым носом в его шею, часто-часто вдыхая его запах, затем зубами уцепилась за провод наушника, вытащила его из уха и начала мурчать. От щекотки и глупости положения он рассмеялся, стащил меня со своего плеча, погладил... И посадил на асфальт.

- Извини, малыш, с моей работой домашних животных заводить нельзя.
На прощанье погладил и вознамерился уйти. Но я уже не могла оставаться в подвале с семьей, когда рядом жил он. Я побежала за ним, подпрыгнула и по штанине стала карабкаться вверх...
Этим же вечером я засыпала, уткнувшись носом в его подбородок.

Это было самое счастливое время за все моих две жизни. Я жила с любимым человеком и была полностью, одуряюще, по-кошачьи счастлива. Я ждала его с работы напротив двери, и первым делом, когда он входил, бросалась ему навстречу. Он, смеясь, брал меня на руки, утыкался носом в мою шерсть, а я отчаянно мурчала. Пришел! Дождалась!
Иногда он опаздывал или не ночевал дома... Тогда я залезала в его любимое кресло и тихонько жалобно пищала, кошки ведь не умеют плакать. В таких случаях меня брала к себе его мама, и я, пригревшись, терпеливо ждала его. Самого главного человека в моей жизни. А когда он все-таки приходил, я, сделав вид, что не узнаю его, равнодушно проходила мимо. Он садился рядом, смотрел мне в глаза, и я, не выдерживая, бросалась с радостным писком к нему на руки.
Я спала у него на левой ключице...
И больше всего боялась, что когда-нибудь я буду выгнана из комнаты, когда придет его девушка. И она, она, а не я, будет спать у него на плече.
И это случилось.
Однажды они пришли вместе и гораздо раньше, чем он возвращается. Я тогда спала на его кровати, уткнувшись носом в подушку. Во сне я чувствовала его запах, впитавшийся в ткань, и мне казалось, что он рядом. И вдруг я услышала знакомый голос, не обратив особого внимания на то, что он не один.
Он вошел первый, я соскочила с кровати и побежала к нему, но внезапно в дверном проеме появилась она. Я резко остановилась, словно натолкнулась на стену, так резко, что лапы меня не удержали, и я упала. Она засмеялась, назвала меня прелестью, присела и попыталась меня взять на руки, но я зашипела на нее, расфыркалась и юркнула к нему за ногу, любопытно оттуда выглядывая.
Он взял меня на руки, чмокнул между ушами и отнес к маме. Как я бросалась на дверь, когда поняла, что... Что случилось. Она уехала поздно вечером, а я впервые не пошла спать к нему.

На следующий день я не ждала его у двери. Я дремала на коленях у его мамы под звуки дождя, и жалела, что кошки не умеют плакать. При жизни я плакать не умела и не любила, считая, что это меня недостойно. А сейчас хотелось. Но за меня успешно это делала погода, словно чувствуя, как мне плохо.
Я вздрогнула и открыла глаза, стоило мне услышать скрежетание ключа в замке. Его мама внимательно на меня смотрела, я отвернулась и прикрыла глаза лапой. Мне не хотелось ничего.
Он разулся, удивленно спросил маму из коридора: «А где мелкая?», не дождавшись ответа, пошел в свою комнату. Затем на кухню, и только потом зашел к маме: «Нигде не могу ее найти». И остановился в дверях.
- Глупая, ну неужели обиделась? - Он удивленно улыбнулся, взял меня на руки, но я оцарапала его, вырвалась и убежала в его комнату, на балкон. Заскочила на подоконник и уставилась на капли дождя, стекавшие по стеклу. Он тихонько подошел сзади и провел пальцами по моей спине.
Когда-то давно, в другой жизни, я безумно любила стоять на темной кухне и смотреть в окно. Он приходил, обнимал меня сзади, и в такие моменты я чувствовала, что я всесильна.

Я пыталась как-то дать ему понять, что это я. Что я вернулась. Но не знала, как, он не понимал меня. Не могла же я написать ему, кошки не умеют держать в лапах карандаш, а на клавиатуру он меня не пускал.
Именно в тот момент, у окна, мне пришло в голову, что я все-таки глупая.
Я встала на задние лапы и старательно стала выписывать на запотевшем стекле «Невеста». Получилось так коряво, что я до сих пор удивляюсь, как он понял, что это. А может, решающим было то, что я вообще что-то написала?
- Аня...
Он взял меня на руки, и я с надеждой заглянула ему в глаза: понял?!
Но он прерывисто вздохнул, перекинул меня к себе на плечо, подошел к компьютеру и включил эту песню. У всех в компании она ассоциировалась со мной, так почему же он никак не поймет?!
- Анечка...

Ты - брошенная, как кошка,
Хозяйской рукой на улицу...


- Как кошка...

Ты - колкая, как иголка,
Пружина, готовая распрямиться,
Чтобы ударить, не нужен повод,
Чтобы выжить, нужно крутиться.


Он опустил голову, мне на нос капнуло что-то мокрое. Плачет? Глупый, я же с ним... И почему-то жалобно пищу...

- Никогда не верил в реинкарнацию, - услышала я тихий шепот.
- Мяу?! - я подпрыгнула.
- А... Аня?
- Мяууу!
Я спрыгнула с его рук, побежала на балкон и заскочила на тумбочку, с тумбочки на подоконник. Мой человек подошел сзади и смотрел на меня, я не видела этого, но чувствовала.
Я подошла к соседнему, без надписи, окну, и старательно вывела его имя...
- Анечка...

***
А потом он уехал. Я не знаю, куда. Правда. И тогда не знала. Я просто чувствовала, что он уже не вернется ко мне, как бы он ни хотел этого.
Был конец июля, но _он_ совсем не видел того, что вижу я. Забавных жужжащих мух, молодой травы, он не чувствовал пьянящего запаха счастья,
он ничего этого не видел, не замечал до самого отъезда. Наверное, это правда было что-то очень важное.
Он собрал большую спортивную сумку, поставил ее у двери, долго-долго сидел в кресле, поджав ноги, и прижимая меня к груди, и повторял, что
обязательно вернется за мной.
А потом он ушел...

Ты - брошенная, как кошка
Хозяйской рукой на улицу...


Он не видел, как я выпрыгнула из окна четвертого этажа и бежала за ним, боясь потерять из виду удаляющийся силуэт.
Не видел, как я жалобно мяукала, понимая, что не догоню его.
Не слышал, как взвизгнули тормоза, когда я перебегала дорогу, которую он недавно перешел.
Не чувствовал, как я, плача от боли, ползла по асфальту, оставляя на нем кровавый след.
Он не знал ничего этого.
Только немного екнет сердце в груди совсем скоро, когда я не найду сил для следующего рывка и затихну, нелепо замру на асфальте. Это будет чуть-чуть позже, потом.
А сейчас я лежу на обочине и истекаю кровью.
И уже слышу, как урчит моя пушистая и ласковая мама, которую жестокие дети повесили в том самом подвале, в котором я родилась.
Я уже слышу ее и иду на ее зов.
Но пусть он не расстраивается, ведь я еще вернусь.

Маленьким рыжим котенком.


* Сергей Канунников - «Невеста»


08:13 

Анна Комнина

Анна Комнина




В декабре 1083 года императрица Ирина Дука, жена Алексея Комнина, готовилась к родам в покоях Священного дворца, называвшихся Порфировой комнатой, где по старинному обычаю должны были являться на свет императорские дети, называвшиеся поэтому порфирородными. Время родов близилось, но царь, задержанный войной с норманнами, не был тогда в Константинополе. Тогда у молодой женщины явилась красивая мысль: чувствуя первые приступы болей, она осенила себе живот крестным знамением и проговорила: «Подожди еще, дитя мое, пока не вернется твой отец». Мать Ирины, особа рассудительная и мудрая, услыхав эти слова, крайне рассердилась: «А если твой муж не вернется раньше как через месяц? Разве ты можешь это знать? И как же ты до тех пор будешь бороться с муками?» Однако дальнейшее показало, что молодая женщина права. Через три дня Алексей возвратился в свою столицу как раз вовремя, чтобы принять в свои объятия родившуюся у него дочь. Так появилась на свет, отмеченная чудесным предзнаменованием при самом рождении, Анна Комнина, одна из самых знаменитых, самых замечательных византийских царевен.

Рождение этого ребенка, появившегося чудесным образом, было встречено с необычайной радостью. Помимо того, что империя получила наследницу, событие это блестящим образом закрепляло брак, заключенный между Алексеем и Ириной шесть лет назад исключительно из видов политических, а никак не по любви, и через это упрочивалось при дворе до тех пор очень ненадежное влияние молодой монархини. Поэтому родные Ирины, «обезумев от радости», громко выражали свое довольство; в официальных церемониях, какими было в обычае праздновать рождение императорских детей, а также и в подарках, сделанных по этому случаю войску и сенату, была проявлена необычайная роскошь, свидетельствовавшая о всеобщей радости. На голову маленькой царевны, когда она еще была в колыбели, уже надели императорскую корону; имя ее произносилось в ритуальных возгласах, какими в Византии приветствовали монархов; в то же время ее обручили с Константином Дукой, сыном лишенного престола императора Михаила VII, за которым Алексей Комнин, похищая у него власть, должен был, из уважения к законности, обязаться сохранять принадлежащие ему права. Таким образом, с самого раннего детства Анна Комнина, «рожденная в порфире», могла мечтать, что настанет день, когда она императрицей взойдет на великолепный трон кесарей.
Ребенок воспитывался матерью своей Ириной и будущей своей свекровью, царицей Марией Аланской, и на всю жизнь девочка сохранила память об этих первых радостных годах, представлявшихся ей впоследствии самыми счастливыми в ее жизни. Она обожала мать, и та в свою очередь выказывала старшей дочери особое предпочтение; она восхищалась хорошенькой женщиной с изящной фигурой, белоснежным цветом лица и прелестными голубыми глазами, какой была императрица Мария, и много лет спустя с глубоким волнением вспоминали, какую привязанность выражала ей эта прелестная царица, достойная резца Фидия или кисти Апеллеса, бывшая такой удивительной красоты, что, кто видел ее, приходил в совершенный восторг. Не меньше любила девочка и своего будущего мужа, юного Константина. Это был прелестный мальчик, на девять лет старше ее, белокурый и розовый, с удивительными глазами, «сверкавшими из-под бровей, как драгоценные камни в золотой оправе». «Красота его, — говорит в другом месте Анна Комнина, — казалось, была небесной, а не земной». И действительно, он умер преждевременно, едва достигнув двадцати лет, раньше чем был заключен брак, на который его маленькая невеста возлагала столько честолюбивых надежд. Всю свою жизнь Анна Комнина сохраняла нежную память об этом юноше, которого император Алексей любил как собственного сына, бывшего для нее самой предметом обожания и первой детской страсти; и много лет спустя, думая об этом Константине Дуке, «чуде природы, шедевре, созданном рукою Бога, казавшемся отпрыском золотого века, прославляемого греками», старая царевна с трудом сдерживала свое волнение, и слезы выступали у нее на глаза.

Редко любовь к литературе, и в особенности к литературе античной, была так распространена, как в Византии времен Комнинов. При таком возрождении классической культуры царевна императорского дома, особенно если она была, как Анна Комнина, исключительно умна, не могла больше довольствоваться скудным образованием, дававшимся раньше византийским женщинам. У нее были лучшие учителя, и она воспользовалась их уроками. Она училась всему, чему только можно было учиться в ее время: риторике и философии, истории и литературе, географии и мифологии, медицине и естественным наукам. Она читала великих поэтов древности, Гомера и лириков, трагиков и Аристофана, таких историков, как Фукидид и Полибий, таких ораторов, как Исократ и Демосфен; она читала трактаты Аристотеля и диалоги Платона, и знакомство с этими знаменитыми писателями научило ее искусству хорошо говорить и «утонченнейшему эллинизму». Она была способна легко цитировать Орфея и Тимофея, Сафо и Пиндара, Порфирия и Прокла, стоиков и академиков. «Квадриум» (четыре науки) не составлял для нее тайны: она знала геометрию, математику, музыку и астрологию. Великие боги языческого мира и прекрасные легенды Эллады были близки ее душе; естественно, что она приводит в своих произведениях Геракла и Афину, Кадма и Ниобею. Она знала также историю Византии и географию и до известной степени интересовалась античными памятниками: более того, она умела при случае рассуждать о военных делах и обсуждать с врачами лучшие способы лечения. Наконец, эта византийка, как кажется, — довольно еще редкое явление на Востоке того времени, — знала даже по-латыни.

Это не была только образованная женщина, это была женщина ученая. Все современники одинаково восхваляют ее изящный аттический слог, силу и способность ее ума разбираться в самых запутанных вопросах, превосходство ее природного гения и прилежание, с каким она старалась развить его дары, любовь, какую она всегда выказывала к книгам и ученым разговорам, наконец, универсальность ее познаний. И достаточно также ознакомиться с ее произведением «Алексиада», чтобы найти в нем блестящее доказательство ее литературных талантов.
Как всякая византийка, она была очень сведуща в религиозных вопросах, а также в понимании священных книг. Однако по складу своей ума она чувствовала более влечения к вопросам науки, чем к вопросам религии. Она высоко ценила литературу, историю, уверенная, что благодаря им одним самые знаменитые имена могут быть спасены от забвения. С другой стороны, ее строгий ум пренебрегал сверхъестественным, пустыми изысканиями астрологов, ложными предсказаниями гадателей. Она хотела отведать от их воображаемого знания, как отведывала ото всего, но главным образом для того, чтобы убедиться хорошенько в его вздорности и тщете. И, несмотря на благочестие, она имела мало склонности к богословским спорам, находя бесполезным вдаваться в излишние тонкости. Больше всего привлекала ее история своей серьезной и суровой стороной и величием обязанностей, возлагаемых ею на историка.



Таково было умственное воспитание, полученное Анной Комниной. О нравственном ее воспитании заботились не менее тщательно. Под влиянием строгой Анны Далассины, матери императора, дух при византийском дворе крайне изменился за последние годы. Твердой рукой завела она везде порядок, и под ее строгим надзором императорская резиденция приняла вид монастыря. Стало слышно пение священных песен, жизнь была правильно и методически распределена. Конечно, царь Алексей, не любивший своей жены, не стеснялся разрешать себе небольшие вольности; но он тщательно соблюдал приличия и устыдился бы поселить во дворце признанную любовницу, и общий дух его двора соответствовал безупречной пристойности. В такой среде и под влиянием бабушки, которую она крайне высоко ценила, Анна Комнина, естественно, стала в совершенстве воспитанной молодой девушкой, серьезной, целомудренной, соблюдавшей все приличия, с безукоризненной выправкой, с безупречной речью.

Однако мы составили бы себе об этой царевне далеко не верное представление, если бы видели в ней только умную, образованную, хорошо воспитанную женщину. Она слишком хорошо сознавала, чем она была как по рождению, так и по умственному превосходству, чтобы не быть крайне честолюбивой. Кроме того, очень гордая тем, что родилась в Порфире, очень гордая тем, что была старшей между детьми Алексея и Ирины, очень гордая императорским титулом, каким ее пожаловали еще в колыбели, она не знала ничего выше своего исключительного достоинства порфирородной. Она непомерно гордилась своим происхождением, своим родом и своей страной. В ее глазах Византия была всегда владычицей мира, все остальные народы - ее смиренными и покорными вассалами, а трон византийский - самым прекрасным троном вселенной. Анна Комнина была царица до мозга костей, и придворная среда, в которой протекала ее жизнь, могла только усилить это ее природное свойство.

У этой ученой и честолюбивой женщины можно подметить некоторую чувствительность, даже некоторую сентиментальность, которая порой забавна или трогательна. Она сама упоминает в довольно забавном тоне по поводу чуда, каким было отмечено ее рожденье, что она с пеленок была послушным, покорным ребенком. В другом месте она заявляет, что для столь любимых ею родителей она, не задумавшись, подверглась самым большим неприятностям, самым серьезным опасностям, «рискуя ради них своим положением, своим состоянием, самою жизнью», и что ее исключительная привязанность к своему отцу стала для нее источником многих несчастий. Все это семейные чувства, бесконечно почтенные, но которые, как мы это увидим, Анна Комнина не сочла полезным распространить на всех своих близких.
Она сама нам рассказывает, как в 1106 году - она тогда уже была несколько лет замужем - однажды стояла она со своими сестрами у окна во дворце, когда проходило шествие, ведшее на казнь одного заговорщика, Михаила Анему. При виде этого красивого воина, такого обольстительного и такого несчастного, она почувствовала себя до того растроганной, что не хотела отстать от императора, своего отца, пока не добилась у него помилования осужденного; и с такой страстностью предалась она этой безумной затее, что осмелилась, всегда так строго относившаяся к этикету и ко всяким приличиям, потревожить Алексея, когда тот молился у святого алтаря. Десять лет перед тем, еще молоденькой девушкой - ей было тогда четырнадцать лет, - она испытала другое волнение того же рода, но более глубокое. Это случилось, когда в 1097 году прибыл морем в Византию один из вождей первого крестового похода, блестящий Боэмунд, князь Тарентский. Надо прочесть в «Алексиаде», с какой восторженностью описывает Анна Комнина этого рыжего гиганта с тонкой талией, с широкими плечами, с белой кожей, с блестящими голубыми глазами, с громким и жутким смехом, этого героя, страшного и обольстительного в одно и то же время, такого совершенного физически, что казался созданным по «канону» Поликлета, и в моральном отношении такого ловкого, такого податливого, такого красноречивого. Во всей «Алексиаде», за исключением царя Алексея, нет другого человека, которого она описывала бы в таких лестных выражениях.





Алексей I Комнин

Но следует тотчас прибавить, что, если Анна Комнина засматривалась на красивых мужчин и любила их, это не выходило за границы благопристойности, как полагается целомудренной и честной женщине, каковой она была. Она всю жизнь оплакивала жениха своего детства, преждевременно умершего Константина, смерть которого нанесла такой жестокий удар честолюбивым замыслам Анны Комнины. Позднее, когда в 1097 году ее выдали замуж за такого важного человека, каким был Никифор Вриенний, она со своей нежной и чувствительной душой быстро сумела обратить этот чисто политический брак в брак по любви. Надо, впрочем, признать, что это был как раз подходящий для нее муж. Подобно ей, Вриенний был образован; подобно ей, любил литературу: «он прочел все книги, был сведущ во всех науках»; наконец, подобно ей, он любил писать, и писал хорошо. Кроме того, он был царственно красив и изящен, «с почти божественной осанкой», великолепный воин, искусный дипломат, красноречивый оратор. Анна Комнина обожала «своего кесаря» и никогда не могла утешиться в его утрате. Когда в 1136 году Вриенний возвратился в Константинополь очень серьезно больным, она ухаживала за ним с удивительной преданностью; когда вскоре затем он умер, она благоговейно и заботливо, точно приняла завещанное им наследство, продолжала его труд - писание истории,- которого он, ослабев от болезни, не мог докончить; и так как она с годами стала чувствительной и плаксивой, то всякий раз как ей под перо попадалось имя этого обожаемого и утраченного мужа, она проливала обильные слезы. Смерть Вриенния, если верить ей, была великим несчастьем ее жизни, вечно открытой раной, постепенно приведшей ее к могиле. На самом деле, верно то, что пока муж ее был жив, честолюбивая царица пускала в ход все, чтобы заставлять его добиваться, а с ним вместе добиваться и самой, наивысших почестей, и, потеряв его, она потеряла последнюю остававшуюся для нее возможность взять свое от судьбы.


«Мне не было и восьми лет, - пишет Анна Комнина, - когда начались мои несчастия». Это происходило в 1091 году, и вот что с ней случилось. Будучи старшей дочерью императора Алексея и невестой Константина Дуки, предполагаемого наследника престола, Анна Комнина не сомневалась, что вступит на престол, когда в 1088 году императрица Ирина родила своему мужу сына. Радость Алексея, что наконец имеется мужской потомок его рода, была чрезвычайна, и понятно, что с этого дня порядок престолонаследия был изменен. Царь, раньше столь внимательный к матери Константина Дуки, желавший ей во всем нравиться, охладел к ней; правда, верный своим обещаниям, он не хотел ничего менять в задуманном браке между царскими детьми; но он счел должным отдалить маленькую Анну Комнину от ее будущей свекрови, и эта разлука была первым и большим горем для ребенка. Спустя несколько месяцев произошло более важное событие. Сын Алексея Иоанн, трех лет от роду, был торжественно провозглашен соправителем империи. Это являлось крушением всех надежд, какие могла питать его старшая сестра. У Анны Комнины оставался жених, но этот жених терял свои права на престол, и ему отвели подчиненное место. Точно так же, когда после смерти юного Константина, в 1094 году, царевна была выдана в 1097 году за Никифора Вриенния, зять царя, несмотря на дарованный ему титул кесаря, занял место ниже наследника престола, а вместе с ним и его жена.

Таким образом, рождение брата было для Анны Комнины большим несчастьем в жизни. Так как она мечтала взойти с Константином Дукой на престол, то она бережно сохраняла память о нем. Так как он неожиданно разрушил ее честолюбивые планы, то воспылала она неистовой ненавистью «к маленькому чернявому мальчику с широким лбом и костлявыми щеками», каким был этот ненавистный брат. Она надеялась через Никифора Вриенния и вместе с ним вновь завоевать трон, и потому она так любила его; наконец, так как она думала, что как старшая в роде имеет право на царство, она в продолжение всей жизни Алексея интриговала, изощрялась, употребляла все свое влияние на своего мужа Никифора, чтобы вновь овладеть властью, считая, что была лишена ее незаконно. Это составляло постоянный предмет ее честолюбия, смысл всех ее поступков; и эта единая и неотступная мечта наполняла все ее существование, объясняя его, вплоть до того дня, когда, окончательно проиграв свое дело, она поняла, что жизнь ее не удалась.

В этой борьбе за корону между Анной и ее братом принимала участие вся императорская семья. Андроник, один из сыновей царя, был за сестру; другой, Исаак, - за брата; что касается матери ее, Ирины, она странным образом ненавидела своего сына Иоанна. Она считала его легкомысленным, испорченным нравственно, с неуравновешенным умом; но в этом, однако, она была к нему несправедлива. Напротив, перед высоким умом дочери она преклонялась, советуясь с ней при всяких обстоятельствах и принимая ее советы как решения оракула. Кроме того - редкое явление - она обожала своего зятя. Она находила его красноречивым, образованным, одаренным всеми качествами государственного мужа и монарха. И чтобы отстранить законного наследника, обе женщины решительно составили союз; и так как Ирина имела теперь большое влияние на состарившегося и уже больного императора, они могли надеяться, что план их удастся. Скоро благодаря их интригам Вриенний сделался всесильным во дворце, и ходили всюду слухи, что все зависело только от него. Сметливые придворные старались ему понравиться; по случаю обручения его старшего сына Алексея с дочерью князя Абасгии официальные ораторы в торжественных речах восхваляли качества этого юноши, казалось, предназначенного к власти, а также славу его родителей. Угодливо отмечали разительное сходство царевича с царем, его дедом, чье имя он носил; восхищались воспитанием, полученным им вместе с братом его Иоанном Дукой, под руководством их выдающейся матери, дарованной им самим небом. Словом, все, казалось, шло хорошо, и Анна Комнина ждала, что вот-вот желания ее исполнятся. Между тем император никак не мог окончательно решиться, и дело оставалось все в том же положении, когда в 1118 году Алексей опасно заболел. Тогда-то, во время этой агонии, и разыгралась жестокая драма.

Если прочесть в «Алексиаде» описание этих августовских дней 1118 года, когда умирал император, не найдешь в этих прекрасных страницах, запечатленных искренней тревогой, почти никакого следа безудержных домоганий и яростных страстей, боровшихся у изголовья умирающего. Надо читать других летописцев той эпохи, чтобы видеть все, что скрывалось под этими женскими жалобами и как Ирина приступала к умирающему императору, чтобы убедить его лишить наследства сына в пользу Вриенния, и ярость императрицы, когда Иоанн Комнин, сорвав с руки умирающего, или, что правдоподобней, получив от него императорский перстень, поспешил в Святую Софию провозгласить себя императором и овладел Большим дворцом. Тогда всех этих честолюбивых женщин охватывает порыв бешеной ярости. Ирина убеждает Вриенния также провозгласить себя императором и выступить против зятя с оружием в руках. Затем она бросается к умирающему мужу, кричит ему, что сын у него, еще живого, похитил престол; она умоляет его признать, наконец, за Вриеннием права на корону. Но Алексей, не отвечая, слабым движением поднимает руки к небу и улыбается. Тогда Ирина вне себя разражается укорами: «Всю свою жизнь, - кричит она ему прямо в лицо, - ты только и делал, что хитрил и прибегал к словам, чтобы скрывать свою мысль; тот же ты и на смертном одре». В это время Иоанн Комнин в свою очередь спрашивал себя, как ему поступить с матерью, с сестрами, с Вриеннием, со стороны которого он опасался попытки государственного переворота. И когда наконец к вечеру Алексей умер, среди всех этих взволнованных честолюбцев ни один не нашел времени заняться умершим. Труп его остался почти брошенным, и на следующий день ранним утром его поспешили похоронить, не соблюдая при его похоронах обычной в подобных

Иоанн II Комнин

Интриги Анны не привели ни к чему: императором стал ее брат. Для гордой царевны это был страшный и неожиданный удар. Уже столько лет жила она в чаянии овладеть империей, считая престол необходимым для нее и законным своим добром и ставя себя настолько выше этого ненавистного младшего брата. Дерзость Иоанна Комнина, нерешительность Вриенния разом опрокинули все здание козней, так умело возведенное Анной и Ириной. Дочь Алексея не могла утешиться, и обманутое честолюбие, заглушив в ней все другие чувства. И года не прошло, как она путем заговора сделала попытку вновь захватить власть: ни много ни мало дело шло о том, чтобы убить императора Иоанна, ее брата. Но в последнюю минуту на Вриенния, обладавшего характером несколько слабым и притом не очень честолюбивого, нашла нерешительность: по-видимому, он несколько усомнился в законности притязаний своей жены и вполне определенно заявлял, что зять его имел все права на престол. Его сомнение, его слабость парализовали рвение других заговорщиков; тем временем заговор был открыт. Впрочем, император решил щегольнуть милосердием: он не захотел ничьей казни и ограничился конфискацией имущества заговорщиков. Но спустя немного времени, по совету великого доместика Аксуха, он даже возвратил сестре своей Анне все ее состояние: верх унижения для этой гордой царевны, которой брат напоминал таким образом, с несколько презрительным великодушием, о семейных узах любви, в минуту безумия совершенно забытых ею.

Какую бешеную ярость почувствовала Анна Комнина от этого последнего удара, хорошо показывает анекдот, рассказанный летописцем Никитой. Когда она увидела, что все предприятие гибнет вследствие колебаний Вриенния, она, такая целомудренная и благовоспитанная, разразилась против него площадною бранью. Проклиная слабость кесаря, она заявила, что природа очень плохо распорядилась, вложив в тело женщины такую мужественную душу, какую она чувствовала в себе, а в тело мужчины робкую и нерешительную душу Вриенния.

Анне Комнине только-только исполнилось тридцать шесть лет, но жизнь ее была кончена. Она на двадцать девять лет пережила крушение своих великих честолюбивых замыслов, посвятив себя всю, как она где-то об этом говорит, «книгам и Богу». И этот долгий конец существования был для нее смертельно печален. Беда за бедой сыпались на нее и удручали ее. Вслед за Алексеем, отцом ее, смерть которого - она это хорошо понимала - являлась для нее концом всего, один за другим умерли ее мать Ирина, «слава Востока и Запада», любимый ее брат Андроник и в 1136 году, наконец, муж ее Никифор Вриенний; и с каждой этой смертью относительно понижалось и место, какое она занимала в жизни.

После неудачи ее последнего заговора она жила в уединении, вдали от двора, как бы в некоторой немилости, часто отправляясь в основанный ее матерью монастырь Богородицы Милостивой. Старые приближенные отца, раньше всячески старавшиеся льстить ей, теперь сторонились ее из страха навлечь на себя недовольство нового владыки; печально подсчитывала она, сколько неблагодарных людей встречается на ее пути. В то же время она видела, как укрепляется на троне ненавистный ей брат. И все это ожесточало ее душу. Однако, покуда был жив ее муж, к которому император продолжал сохранять доверие, поручив ему ответственную должность в государстве, с Анной Комниной еще до известной степени считались; но после смерти Вриенния, и в особенности в царствование ее племянника Мануила, песня ее была окончательно спета, и это заставляло ее страшно страдать. Она становилась все печальнее и угрюмее, все больше уверяла себя, что была жертвой несправедливой судьбы.
Возможно, что в самые последние свои годы эта старая царевна, представительница прошлых, уже исчезнувших времен, у которой с губ не сходило имя Алексея Великого, ее отца, могла казаться скучной и утомительной своему молодому племяннику, императору Мануилу, и окружавшим его блестящим придворным. Но, быть может, от нее одной зависело жить в добром согласии с ее братом, императором Иоанном. Этот кроткий и милостивый царь, как было сказано, не сохранил никакой злобы к мужу своей сестры за то, что тот был орудием честолюбивых планов Анны Комнины; так же милостиво обращался он и с сыновьями своей сестры, и на другой же день после затеянных ею против него козней он с необычайным блеском отпраздновал в императорском дворце свадьбу этих двух молодых людей. Известно также, как он простил Анне Комнине ее заговор на его жизнь, рассчитывая, что такое рыцарское великодушие пробудит раскаяние в этой смущенной душе и оживит в ней некоторую привязанность. Во всяком случае, даже и в ее уединении жизнь царевны не была так одинока, как она это любит говорить: к ней обращались за покровительством, что заставляет думать, что она сохраняла некоторое влияние.


Занятия литературой, столь любимые ею в юности, стали ее высшим утешением в ее уединении. Вокруг нее образовался двор ученых, грамматиков, монахов, и она изливала в прекрасной книге «Алексиаде» всю свою тоску, все свои сожаления, всю свою злобу, все свои воспоминания.
По тому, что мы знаем об авторе, мы легко можем отгадать, чем было это произведение. Несомненно, Анна Комнина часто претендует тут на полное беспристрастие историка. Она также сообщает нам подробные сведения о различных источниках, откуда она черпала материалы для своей истории; она справлялась с воспоминаниями старых товарищей по оружию ее отца, рылась в бесхитростных, но правдивых записках, где, ни капли не заботясь ни об искусстве, ни о риторике, они рассказали свои подвиги и подвиги императора; к этому она прибавила все, что видела сама, все, что слышала от отца, от матери, от дядей, все, что ей сообщали великие полководцы Алексея, сотрудники и свидетели славы его царствования; и она не раз указывает на то, как согласны все эти свидетельства, а также на их очевидную искренность. Анна Комнина была искренно озабочена тем, чтобы собрать точные и обстоятельные сведения. Кроме устных рассказов она справлялась с императорскими архивами и списала там документы первостепенной важности; она внесла в свою книгу подлинный текст некоторых дипломатических актов, несколько документов из частной переписки; и забота ее о подлинности текстов простиралась так далеко, что для истории Роберта Гвискара она пользовалась латинским источником, ныне утраченным.

Однако, несмотря на все это, Алексиада Анны Комнины возбуждает в читателе подозрение и недоверие. Это мнимое сочинение по истории попросту панегирик и памфлет в одно и то же время. И это легко понять. Когда по смерти Вриенния царевна поставила себе задачей продолжать историю, начатую ее мужем, и рассказать потомству царствование Алексея, она, естественно, подпала искушению изобразить в самых ярких красках эпоху, когда она была счастлива, когда она надеялась, когда будущее улыбалось ей. Превознося великий образ Алексея, ей, с другой стороны, приятно было несколько умалить при неизбежном сопоставлении преемников первого из Комнинов. И не без некоторого тайного довольства отмечала она признаки скорого и неизбежного падения, какие, как ей казалось, она видела. Не так дело обстояло раньше, при дворе Алексея, благочестивого и знаменитого императора, которого дочь его, не задумываясь, провозглашает выше Константина и причисляет к святым апостолам Христовым. Одна преувеличенность этих похвал достаточно показывает тенденцию этой книги, названной самой Анной Комниной многозначительно «Алексиадой», то есть эпической поэмой в честь легендарного героя.
Наконец, - черта, не лишенная величия, - эта женщина, политик и писательница в одно и то же время, полагала свое высшее честолюбие в желании продолжить свою жизнь и после смерти в том, что она считала лучшим в себе самой, в своей душе, в своей мысли.

Анна Комнина умерла в 1148 году в возрасте шестидесяти пяти лет. Один из хорошо знавших ее современников восхвалял ее большие живые глаза, в которых светилась деятельная мысль, глубину ее философских познаний, поистине царственное превосходство ее ума и заключал остроумным замечанием, говоря, что, если бы ее знала античная Греция, она присоединила бы «четвертую грацию к грациям, десятую музу к музам». Это была, во всяком случае, женщина замечательная, один из самых удивительных женских умов, когда-либо бывших в Византии, женщина, стоявшая выше большинства мужчин своего времени. И что бы ни думать о ее характере, до известной степени печальным представляется существование этой женщины, имевшей право быть честолюбивой и так беспощадно сгубившей свою жизнь.

Шарль Диль. Византийские портреты. Москва: «Искусство», 1994

В качестве иллюстраций использованы работы Юлии Соколовской , посвященные Анне Комнине


19:07 

С днём всех влюблённых!


Дорогие мои,поздравляю вас с днём всех влюблённых!

Счастья вам и любви!

Дневник lumamosik

главная